История порта
Особенности геополитического положения Астрахани, ее обширные торговые связи, развитие волжского и каспийского судоходства определили специфику города как крупного торгового порта России.
Уже в XVII веке в Астрахани существовал специальный Деловой Двор по вопросам строительства и ремонта частных и казенных судов. В 1722 году по указу Петра I на Кутумовой реке был основан Астраханский порт. Спустя несколько лет по инициативе И. А. Синяева порт и Адмиралтейство были перенесены на берег Волги.
Интенсивное развитие торговли, рост объемов грузоперевозок создали условия для развития порта. Огромные требования, которые предъявляла ему сложившаяся практика транспортировки груза, требовала коренной реконструкции портового хозяйства, которая была осуществлена к 1857 году, что позволило порту перейти в разряд первоклассных.
В 1857 году на его территории был построен механический завод с 13 мастерскими, а в 1859 году — введен в эксплуатацию плавучий деревянный док для ремонта судов.
Развитие судового промысла во второй половине XIX века способствовало формированию астраханской причальной линии, которая в первой половине XX века вошла в состав Астраханского речного порта.
В апреле 1848 года действительный статский советник В. В. Скрипцын и статный советник Н. А. Жеребцов подали ходатайство об учреждении общества «Меркурий» с уставным капиталом в 750 тыс. руб. Устав общества был «высочайше» утвержден 9 апреля 1849 года.
Для освоения прикаспийского рынка была образована новая компания «Кавказ», устав которой утвержден 15 апреля 1858 года. Но уже в мае эти две фирмы объединились в одну компанию «Кавказ и Меркурий». В 1878 году ей передается вся территория астраханского порта, эллинг, механический завод.
В 1913 году общество объединилось с «Восточным обществом товарных складов» и стало называться КАМВО, а в 1916 году объединенное общество вступило в пароходный синдикат.
После установления Советской власти, в январе 1918 года в Астрахани все частные фирмы и компании сохранили свои организации, подчинив их центральному Деловому Совету. Летом 1918 года Деловой Совет был распущен и организовано Астраханское районное управление.
В 1923 году вместо районного управления было создано Волжское государственное речное пароходство с правлением в Горьком, а в Астрахани было организовано товарно-пассажирское агентство, которое в 1929 году было переименовано в сухогрузную пристань Нижне-Волжского речного пароходства.
С 1932 года Астраханский порт именовался Астраханская транзитно-сухогрузная пристань 1-го разряда Нижне-Волжского речного пароходства (НВРП), а с июня 1943 года — Астраханским речным портом НВРП. В первые послевоенные годы Астраханский речной порт находился в составе Нижне-Волжского пароходства, а в 1956 году подчинен Волжскому объединенному речному пароходству (ВОРП).
В апреле 1960 года Морской торговый порт и Астраханский речной порт были объединены и получили общее название Астраханский порт ВОРПа. 17 апреля 1962 года на основании Приказа Министра речного флота РСФСР № 71 от 22 марта 1962 года состоялось объединение Астраханского речного порта и Астраханского районного управления в Астраханский порт.
В 1993 году Астраханский порт преобразован в акционерное общество открытого типа. 28 декабря 2002 года Центральный грузовой район, входящий в состав Астраханского порта, преобразован в ООО ПКФ «Центральный грузовой порт».
В настоящее время ООО ПКФ «Центральный грузовой порт» является ведущим портом Астраханского региона, осуществляющим стивидорное обслуживание грузов транспортного коридора «Север-Юг».